Часто при описаниях жанров компьютерных игр через запятую пишут много слов мне знакомых, не знакомых, странно исковерканных и непонятно почему употребленных в описании конкретной игры. Попыталась разобраться в терминологии, особой четкости понимания не прибавилось, но узнала много нового. Материал брала в основном из википедии и с различных форумов. Вывод который сделала дл себя: четкой единой терминологии не существует, люди порой сами не знают что пишут. В общем черт ногу сломит.
жанры и прочееКвест (англ. quest — поиски) (синонимы: бродилка, аdventure (перевод с англ. — приключение)) - один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Первой игрой данного жанра была Colossal Cave Adventure (отсюда название adventure). Название quest произошло от серии игр фирмы Sierra (Space Quest, King's Quest, Police Quest и другие). В русском языке иногда разделяют понятия «адвенчура» и «квест», называя словом adventure игры жанра action-adventure (например, Prince of Persia, Another World, Tomb Raider). В английском языке слово quest вообще не употребляется как игровой жанр.
Action (транслит. — «экшен» или «экшн»; перевод с англ. — «действие») — жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события. При этом в качестве основного средства прогресса в игре, как правило, используется какое-либо оружиею
Action-adventure или приключенческий боевик — жанр компьютерных игр, сочетающий элементы квеста и экшена (Assassin's Creed II, Prince of Persia, Tomb Raider ).
На наших торрентах у игр жанра Action-adventure указывают просто Action (даже не помню встречала ли первое название). А словом adventure называют игры наподобие Fahrenheit, Still Life и игр Бенуа Сокаля, то есть квесты. Возможно это потому, что английском языке слово quest не употребляется как игровой жанр и новые игры называют по аналогии с западом. Старые игры подобного направления еще иногда называют квестами (напрмер, Сломанный меч, хотя встречала оба обозначения). Квестами сейчас как мне кажется называют более простые и примитивные игры, а также игры в стиле поиск предметов (Hidden Object).
Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG или RPG)) — компьютерная игра, основанная на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG или просто RPG. Примеры компьютерных ролевых игр: серии Gothic, Might & Magic.
В ролевой игре игрок управляет одним персонажем или группой персонажей, каждый из которых описан набором численных характеристик, отвечающих его свойствам и умениям; примерами таких характеристик могут быть хит-поинты (англ. hit points, HP) и уровни. Эти характеристики подвержены изменениям; одной из целей игрока является повышение возможностей игровых персонажей за счёт улучшения их числовых параметров, обычно называемое «повышением уровня» и производимое чаще всего за счет набора специальных очков опыта. Игровой процесс, как правило, строится на обследовании игрового мира, боях с разного рода противниками и выполнении заданий-квестов, вознаграждающихся тем или иным образом.
Многопользовательская ролевая онлайн-игра или ММОРПГ (англ. massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) — жанр онлайновых компьютерных ролевых игр (ORPG), в которой большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире (в основном, в жанре фэнтези). Как и в большинстве RPG, игроку предлагается роль вымышленного героя, и возможность управлять его действиями. MMORPG отличаются от однопользовательских и небольших сетевых ролевых игр множеством игроков, а также виртуальным миром, который продолжает существовать и в отсутствие игрока. Виртуальный мир поддерживается издателем игры после её выхода.
Стратегическая игра — популярный жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление.
Смысл таких игр заключается в управлении некоторым ресурсом, который необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Обычными ресурсами в военных стратегиях являются войска (отдельные персонажи, подразделения или армии) и позиция, которые следует развивать и использовать для достижения преимущества и победы. В экономических стратегиях акцент ставится на развитие экономической инфраструктуры подконтрольной игроку стороны. Современные стратегические игры, как правило, соединяют в себе как военные, так и экономические признаки.
Различают походовые или пошаговые стратегические игры (англ. Turn-Based Strategy, TBS), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (англ. Real Time Strategy, RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.
Симулятор - симуляторы автомобилей и мотоциклов, самолётов, поездов, подлодок, различных видов спорта и т. п. Основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области (например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Среди них встречаются автосимуляторы, авиасимуляторы, градостроительные симуляторы, симуляторы жизни и др.
3D-шутер (англ. shooter — стрелялка) — жанр компьютерных игр. Название произошло совмещением понятий «3D» (три измерения) и shooter (англ. стрелок). На момент зарождения жанра укрепилось слово «шутер», как вариант описания игрового процесса и перевод для слова shooter.
Файтинг (от англ. Fighting — бой, драка, поединок, борьба) — жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.
Hack and slash (англ. hack — рубить и англ. slash — резать, «режь и руби», иначе hack and slay — «режь, убивай») — термин, характеризующий геймплей компьютерной игры, в котором основное место отдано истреблению множества противников в ближнем бою с помощью разнообразного оружия. В Hack and slash , в отличие от «подлинных» компьютерных ролевых игр, основное внимание уделяется сражениям с противниками и прокачке, а другие элементы — разветвленный сюжет, сложные квесты с разными вариантами решений, обширные диалоги — не предполагаются. Одним из самых популярных представителей жанра Hack and Slash является игра Diablo.
Стелс-экшен (англ. Stealth-action — шпионский боевик) — это жанр компьютерных и консольных игр, в которых игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и элегантно убивать врагов, и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию (Thief, Assassin's Creed).
Платформер (англ. platformer) — жанр компьютерных игр и видеоигр (большинство из них выходят именно на видеоприставках), причисляемый многими журналами к аркадам, где основной чертой игрового процесса является прыгание по платформам, лазанье по лестницам, собирание предметов, обычно необходимых для завершения уровня. Некоторые предметы, называемые пауэр-апами (англ. power-up), наделяют управляемого игроком персонажа особой силой, которая обычно иссякает со временем (к примеру: силовое поле, ускорение, увеличение высоты прыжков). Коллекционные предметы, оружие и паверапы собираются обычно простым прикосновением персонажа, и для применения не требуют специальных действий со стороны игрока. Реже предметы собираются в «инвентарь» героя и применяются специальной командой.
Аркада (англ. arcade) — распространённый в постсоветской индустрии компьютерных игр термин, обозначающий компьютерные игры с нарочно примитивным игровым процессом. Некоторые журналы о компьютерных играх выделяют их как отдельный жанр и причисляют к ним платформеры (те, что были портированы на PC).
В мировой практике, а также в российской прессе, аркадами называются игры для аркадных игровых автоматов. Это не отдельный жанр игр, а скорее игровое направление. Компьютерная игра называется «аркадной» в том случае, если она напрямую портирована с автомата или же схожа по концепции с играми для автоматов. Например, к аркадным играм относятся все проекты жанров «файтинг», часть игр жанра «гонки», часть игр жанра «шутер». К ним никогда не относятся платформеры, ролевые игры, симуляторы (кроме т. н. «танцевальных симуляторов»), стратегии.
Казуальная игра — компьютерная игра, предназначенная для широкого круга пользователей. Сам термин «казуальная» происходит от латинского слова «casualis», что означает «случайный». Таким образом, казуальная игра — это игра, в которую играют от случая к случаю, между делом, чаще всего — чтобы как-то «убить» время. Ввиду своего предназначения такая игра, как правило, обладает достаточно простыми правилами и не требует от пользователя хорошего владения компьютером. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста (пасьянс Косынка).
Многопользовательская игра (Мультиплеер) — тип компьютерных игр, при котором одновременно играет несколько человек.
Кряк (жарг. от крэк от англ. crack /kræk/) (также встречается - таблетка, лекарство) — специальная программа (или файл) для взлома программного обеспечения.
Патч (англ. patch /pætʃ/ — заплатка) — автоматизированное отдельно поставляемое программное средство, используемое для устранения проблем в программном обеспечении или изменения его функционала, а также сам процесс установки патча («пропатчивание»). Исправление может применяться к уже установленной программе, либо к её исходным кодам. Сюда входит исправление ошибок, изменение внешнего вида, улучшение эргономичности или производительности программ, а также любые другие изменения, которые разработчик пожелал сделать.
Add-on - добавление к уже существующей игре, привносит новое, но использует много оригинальных игровых ресурсовресурсов, не выделяется в самостоятельную игру, а ставиться поверх существующей и работает вместе с ней.
Мод (сокр. от «модификация») — модификация или дополнение к компьютерной игре, написанное, как правило, сторонними разработчиками или любителями с помощью SDK (комплект средств разработки, который позволяет специалистам по программному обеспечению создавать приложения для определённого пакета программ, программного обеспечения базовых средств разработки, аппаратной платформы, компьютерной системы, видеоигровых консолей, операционных систем и прочих платформ), прилагающегося к игре или специальных, разработанных для модифицирования игр любительских программ. В отличие от адд-она, при его разработке часто радикально изменяет баланс сил (в стратегических играх) или набор оружия и возможности героя (в 3D-шутерах).
RePack (репак) — архив, содержащий какую-либо компьютерную или консольную игру. Термин появился, когда начали выпускать игры объемом более 4-5 ГБ. Суть RePack — значительно уменьшить размер игры в установочном виде, не теряя тем самым его содержание. Используется, в основном, 7-Zip сжатие, но встречаются и другие методы. Таким образом, игра объемом, к примеру, 8 ГБ может быть сжата до 4 ГБ и поместиться на один однослойный DVD диск.
Термины компьютерных игр
Часто при описаниях жанров компьютерных игр через запятую пишут много слов мне знакомых, не знакомых, странно исковерканных и непонятно почему употребленных в описании конкретной игры. Попыталась разобраться в терминологии, особой четкости понимания не прибавилось, но узнала много нового. Материал брала в основном из википедии и с различных форумов. Вывод который сделала дл себя: четкой единой терминологии не существует, люди порой сами не знают что пишут. В общем черт ногу сломит.
жанры и прочее
жанры и прочее